- Фичино, Марсилио
- (1433—1499) — ит. гуманист, философ, представитель флорентийского неоплатонизма. Родился в семье врача в тосканском местечке Фильине. Изучал медицину и философию в ун-те Флоренции, знаток греч. языка. В течение многих лет занимался переводами с греческого. К 1468 г. Ф. закончил перевод всех диалогов Платона, он — автор ряда философско-теологич. сочинений: «Комментарий на «Пир» Платона» (1469), «Платоновская теология о бессмертии души» (1469—1474), «О христианской религии» (1474), «О жизни» (1489), «О солнце и свете» (1492) и других, в которых развивает свою концепцию на основе платонизма. В 1495 г. Ф. издал «Письма» — небольшие трактаты, заметки литературного и науч. характера.В 60-е годы Ф. стал главой Платоновской академии — литературного и филос. центра Флоренции, членами которой были гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано, Джованни Нези, а также правитель Флоренции Лоренцо Медичи.В философии Ф. основное место занимали проблемы онтологии, космологии и гносеологии. Гуманист считал, что космос един, прекрасен в своей упорядоченности и находится в постоянном движении, источник которого, а также жизни космоса — душа, к ней причастна и бессмертная душа человека-микрокосма. Причастность человека к мировой душе объясняет, по мысли Ф., безграничность его познания, его творческие возможности, которые делают его равным Богу. Человек занимает центр, положение в мире. Разум человека, его интеллект, опыт являются главным в познании. Этику Ф. строит на принципе исключительности души человека, наделенного свободной волей. Главным в ней стал идеал мудреца, исполненного творческих свершений. Ф. считал, что между божественным предопределением, природной необходимостью (роком) и свободной волей человека не может быть противоречия, если его деяния опираются на знание законов миропорядка. Благоразумие и мудрость становятся преградой слепому случаю (Фортуне). В отличие от гражданского гуманизма с его принципом активности, Ф. выдвигал на первый план идеал созерцательной жизни. Мудрец достигает «спокойной жизни», сосредоточиваясь на созерцании, отойдя от гражданских дел.Сочинения Ф., его переводы получили самое широкое распространение уже в XV в. Его идеи оказали влияние на развитие гуманизма в других европ. странах — в Германии, Испании, Англии, во Франции.Лит.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под редакцией Л.М. Брагиной. М, 1985; Брагина JIM. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М, 1983; Горфункелъ АХ. Философия эпохи Возрождения. М, 1980; Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999.